Методические и иные документы

Г и м н а з и я 

г. Югорск

 

Методические и иные документы

Методические рекомендации  по созданию электронных образовательных ресурсов на основе презентации

В связи с информатизацией учебного процесса на смену комплектам полиграфических учебников приходят электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Под электронными образовательными ресурсами понимаются высоко интерактивные[1], мультимедийно[2] насыщенные источники информации, обеспечивающие возможность их сетевого распространения, телекоммуникационный доступ к ним. Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на основе мультимедийных презентаций может обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Она облегчает показ фотографий, рисунков, графиков, географических карт, гербарных материалов. Кроме того, используя анимацию и вставки видеофрагментов, возможна демонстрация динамичных процессов. Еще одно преимущество - проигрывание аудиофайлов. Данные средства подкрепляют излагаемый материал зрительными образами и позволяют воспринимать его на уровне ощущений, информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции.

          В подавляющем большинстве, основой для разработки ЭОР выбирают презентацию, состоящую из определенного набора слайдов. Учебная презентация как разновидность ЭОР вошла в школу совсем недавно. Создателями таких учебных презентаций выступают не только учителя, в лучшем случае, прошедшие курсы повышения квалификации по информационно-коммуникационным технологиям, а также их обучающиеся. Зачастую такие презентации плохо читаемы, переполнены излишней анимацией и т.д. Таким образом, возникла необходимость создания методических рекомендаций по созданию электронных образовательных ресурсов на основе презентации, которые актуальны как для педагогов так и для обучающихся. Поэтому, целью данных методических рекомендаций является определение правил по оформлению слайда учебной презентации.

   Данные рекомендации содержат общие закономерности оформления слайда: текста, графиков, диаграмм и таблиц, описание психологических аспектов, которые следует учитывать при оформлении слайда: цветовое оформление и композиция, влияние цвета элементов и их фона на четкость изображения, несколько простых правил при создании и работе с презентацией, в том числе нормы требований СаНПиН при работе с техническими средствами обучения.

На данный момент идет полемика о возможном вреде здоровью обучающихся от применения новых средств ТСО: интерактивной доски, мультимедийного проектора. На момент принятия действующих СанПиН от 1 сентября 2003 года, широкого применения в школах эти ТСО не имели, поэтому упоминания о них в действующем нормативном документе нет. Разъяснения по использованию новых средств ТСО взяты на общероссийском образовательном портале:  http://school.edu.ru/search_faq.asp?ob_no=61937). Упражнения для снятия общего напряжения, гимнастика для глаз при работе с ТСО приведены в приложении 4.



 

[1] Интерактив (от англ. interact – находиться во взаимодействии) – взаимодействие пользователя с электронным образовательным ресурсом.

 

 

[2] Мультимедиа (от англ. multimedia – с одновременным использованием различных средств информации) - аудиовизуальное преставление фрагмента реального или воображаемого мира.

 

Скачать методические рекомендации  по созданию электронных образовательных ресурсов на основе презентации.

 

 

  Методические рекомендации к самоанализу урока с позиций системно-деятельностного подхода

 

Рецензент:  Повзун В.Д., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Сургутского государственного университета.

 

Составители:

Погребняк В.В., директор,

Придатко Ю.В., заместитель директора,

Бобылева Л.Ф., заместитель  директора,

Таирова Е.Л., заместитель директора,

Шутова О.В., заместитель директора,

Загорская С.В., учитель английского языка,

Лыхина Е.В., учитель русского языка и литературы.

          Введение и реализация ФГОС второго поколения предполагают включение учителя в непрерывный процесс совершенствования собственной деятельности. Именно от учителя во многом зависят результаты реализации новых образовательных стандартов, именно учитель осознающий смыслы и цели собственной профессиональной деятельности способен создать условия для развития и становления личности выпускника-гражданина России готового жить и быть успешным в условиях информационного общества. Мы полагаем, что педагогический анализ собственной деятельности, особенно анализ урока, может стать эффективным инструментом обновления образовательной практики, совершенствования образовательного процесса в школе.

В современной педагогике существуют различные подходы к анализу и самоанализу урока, классификации типов уроков, методов обучения и педагогических технологий, форм организации познавательной деятельности обучающихся, что вызывает затруднения у педагогов при выборе оптимальных форм и методов обучения . Таким образом, возникла необходимость в разработке методических рекомендаций, как средства анализа и оценки эффективности урока - важнейшего компонента деятельности учителя.

В основу разработки методических рекомендаций заложены идеи, теория и технология системного подхода к педагогическому анализу и самоанализу урока А.Ю.Конаржевского, педагогические технологии, представленные в книге Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», современные подходы к анализу педагогических явлений с позиций гуманитаризации образования, когда центральной проблемой педагогики становится становление человека как субъекта собственной  деятельности, поведения, общения, субъекта культуры, деятельного творца собственной жизни и активного члена общества (учебник Борытко Н.М. «Педагогика»).

Цель методических рекомендаций: оказать методическую помощь педагогам в подготовке к урокам, анализу и самоанализу урока. Методические рекомендации включают классификацию и краткое описание форм организации познавательной деятельности обучающихся, методов обучения и педагогических технологий, структуру и типологию уроков.

         Методические рекомендации предназначены для учителей, методистов, заместителей директора образовательных организаций.

«Учителя в действительнос­ти учат только тогда, когда ученики действительно учатся»

Я.А. Коменский

Скачать методические рекомендации к самоанализу урока с позиций системно-деятельностного подхода.

 

 

Инструментарий оценки деятельности педагога по формированию УУД

 

Введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения обусловлено возрастающими потребностями современного российского общества в получении качественных услуг в сфере образования. Ключевым аспектом ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий (далее УУД). Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка наряду с этим в процессе формирования УУД отмечается изменение роли учителя в  образовательном процессе. Учитель занимает новую позицию по отношению к обучающемуся, заключающуюся в организации помощи и поддержки в случае возникновения трудностей, неудач. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Акцент деятельности учителя смещается с учебного материала  непосредственно на активную самостоятельную деятельность самого ребенка.

Возникает вопрос, как отследить работу педагога в этих условиях? Для более качественной и полной оценки деятельности педагога, ее необходимо проводить по разным показателям, а для этого необходимы различные инструментарии,  

В  школе разработан инструментарий оценки деятельности педагога по формированию УУД на уроках, который, включает в себя формируемые УУД для 5-6 классов (таблица 1),   программу изучения  формирования УУД на уроках (таблица 2), анализ контрольной работы (таблица 3). Разработанный инструментарий оценки деятельности педагогов применим для оценки уроков и контрольных работ, основная цель которых во-первых выявление положительного опыт работы учителей - предметников по формированию УУД, во- вторых определение уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов, в третьих определение направлений коррекционной работы по формированию УУД.

 

Скачать инструментарий оценки деятельности педагога по формированию УУД на уроке

Дата последнего обновления страницы 08.12.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»