Советы психолога родителям

Г и м н а з и я 

г. Югорск

 

Советы психолога родителям

Как прожить в гармонии с ребенком

 

Агрессия ребенка на взрослого и что сней делать

 

Заповеди для родителей

 

Как сохранить высокую учебную мотивацию учеников начальной школы?

 

Проблема подросткового суицида

 

Возрастные особенности младших школьников


Возрастные особенности учащихся среднего школьного (подросткового) возраста


Психологические особенности старших подростков

 

                

   Это значит, что родителям первоклассников надо поторопиться.

   Во-первых, придти к окончательному выводу, что их ребенок готов к школе.

   Во-вторых, выбрать учебное заведение, прибывание в котором было бы ему полезно.

   И в-третьих, помочь малышу освоить те знания и навыки, без которых первокласснику на уроках придется туго.

 

      К школе готов?
    По действующему закону об образовании в школу принимают детей, начиная с 6,5 лет. Если вашему ребёнку исполнилось шесть или даже восемь лет, но вы по каким-то причинам сомневаетесь, что он осилит учебную программу, не волнуйтесь его примут в первый класс и в этом возрасте. Прежде, чем принять решение,отдавать ребенка в школу этой осенью или подождать ещё годик, посоветуйтесь с воспитателями в детском саду, с детским психологом.

     Какая школа лучше?

    Самое главное: учебная программа, по которой работает школа, должна соответствовать интелектуальному, психическому и физическому развитию ребёнка.Разобраться в особенностях программы вам помогут разобраться учителя и администрация школы, а правильно оценить физические возможности малыша - его лечащий врач. Непременно поинтересуйтесь, платное или бесплатное обучение в школе, есть ли группа продлённого дня, какие дополнительные знания предлагают ученикам, кормят ли детей завтраками и т.д. Всю эту информацию можно узнать из устава школы, с которым стоит познакомиться всем родителям. Обязательно познакомьтесь с будущим учителем своего ребёнка - во многом его успехи будут зависеть от личности педагога.

     Что должен знать и уметь новобранец?

     Математика:

    Не стремитесь к тому, что ребёнок научился считать до ста. Гораздо важнее научить его понимать состав чисел и уметь  складывать и вычитать в пределах первого десятка. Хорошо, если ребёнок будет ориентироваться в пространстве, знать основные геометрические фигуры, уметь сопостовлять величины.

     Письмо.

   Для того что бы первоклассник быстро овладел навыкам письма, у него должны быть  хорошо развиты мышцы пальцев, то есть моторика рук. Существуем множество упражнений для подготовки ребенка к письму. Вот некоторые из них:

  • "Красим забор" - ребёнок поднимает кисть вверх, потом опускает вниз.

  • "Курочка пьет водичку" - локти на столе, пальцы собраны  в щепотку в виде клюва, который то опускается к столу , то поднимается вниз.

  • "Зайчик" - руки поставить на локти, пальцы зажаты в кулак, постепенно разжать кулачки и развести в стороны указательный и средний пальцы.

  • "Гусь"- то же самое упражнение, только большой и указательный пальцы собрать в "клюв".

  • "Цветок распустился" - пальцы собрать в кулак, каждый палец поочередно отгибается и отводится в сторону ( большой и мизинец одновременно).

    Внимание!

   Чтобы эти упражнения приносили пользу необходимо:

  1. один или несколько раз показать ребёнку, как они выполняются;

  2. увеличивать темп выполнения нужно постепенно;

  3. упражнения выполняются сначала одной рукой, потом второй, а потом двумя руками;

  Для развития мелкой  моторики рук  полезно рисование, лепка, закрашивание внутри контура. вырезание ножницами, строительсьво пирамид из конструкторов и кубиков. завязывание и развязывание шнурков.

Развитие речи.

   Почаще просите ребёнка пересказать прочитанное, составлять рассказы на свободную или заданную тему, делиться впечатлениями.

     Память.

   Хорошая память-залог успеха в учёбе. Прекрассная тренировка памяти - игра в "Отгадайку".Попросите ребёнка описать по памяти какой - либо предмет в вашем доме так, чтобы вы смогли его узнать. Вы имеете право задавать наводящие вопросы, но только после того, как ребёнок рассказал о предмете всё, что помнит.Такое упражнение помимо памяти тренирует внимание и развивает речь.

 

 

Тема: Психодинамика учебной деятельности.

На прошлом собрании мы говорили о первых удачах и неудачах. А сегодня давайте попробуем разобраться, как происходит и из чего состоит учебная деятельность ваших детей. Будем говорить о психодинамике.

А как Вы понимаете это слово? ( работа в группах)

  1. Каждый человек с момента появления на свет индивидуален, даже один и тот же текст он воспринимает по- разному. Задание прочитайте текст, сделайте какое- нибудь по нему умозаключение каждый и прейдите в группе к единому мнению.

Не везёт.

Однажды прихожу я домой из школы. В этот день я как раз двойку получил. Хожу по комнате и пою. Пою и пою, чтоб никто не подумал, что я двойку получил. А то будут спрашивать ещё: «Почему ты мрачный, почему ты задумчивый?»

Отец говорит:

- Что это он так поёт?

А мама говорит:

- У него, наверное, весёлое настроение, вот он и поёт.

Отец говорит:

- Наверное, пятёрку получил, вот и весело человеку. Всегда весело, когда какое- нибудь хорошее дело сделаешь.

 Я как это услышал, ещё громче запел, тогда отец говорит:

- Ну ладно, Вовка, порадуй отца, покажи дневник.

  Тут я сразу петь перестал.

- Зачем?- спрашиваю.

- Я вижу,- говорит отец,- тебе очень хочется дневник показать.

  Берёт дневник, видит там двойку и говорит:

- Удивительно, получил двойку и поёт! Что с ума сошёл? Ну- кА, Вова, иди сюда! У тебя, случайно нет температуры?

- Нет у меня,- говорю,- никакой температуры…

Отец развёл руками и говорит:

- Тогда нужно тебя наказать за это пение…

   Вот как мне не везёт!

 

    У каждой группы получилось своё мнение, я не скажу, кто прав, кто не прав, потому что выбор вам помогло сделать устойчивость, развитие мышление. Это же происходит и у детей. Только у них развитие мышления происходит благодаря развитию учебной деятельности, которое создаёт для развития мышления необходимый фундамент и условия.

Вся учебная деятельность состоит из пяти компонентов

Цель(мотив)

Способ(средство, план)

Исполнение(реализация)

Контроль

Оценка

     Эти элементы присуще любой деятельности, просто мы уже это не разграничиваем, это для нас – целостное. Только мы знаем, если я не могу сделать, то я найду помощников, но я сделаю. А дети , если не получилось и они не уверены, что им помогут, бросят и забудут про это дело. И сразу сделают для себя вывод, а надо ли обращаться за помощью, а вообще успешен ли я.

      В первом классе ребёнок не может овладеть сразу всеми элементами учебной деятельности. Сейчас он себя воспринимает только исполнителем, а элементы деятельности закреплены за родителями, учителем. Сейчас у них идёт такое время, когда ему хочется учиться, и есть желание это делать.

 Когда они начинают ходить в школу осознанно, то они начинают уже просить для выполнения какой –то из элементов учения, и самое главное этот мотив в них поддерживать, так как начинает в них развиваться осознанная самостоятельность. Если этого не делать, то он начинает проявлять и строить свою деятельность вне школы или имитирует её учебным поведением.

   

 

      У вас уже опыт есть школы, подумайте и дайте мне ответы на вопросы: Как формируется учебное поведение, какие потребности ребёнка напряжены  в это момент наиболее сильно? (работа в группах)

       Согласно выработанной возрастной норме ребёнок должен поступать в школу в момент, когда потерян интерес к «семейному роману», а как вы это понимаете (работа в группах), семейному «треугольнику» и у него появляются предметные интересы- к устройству мира за пределами семьи, причём в большей степени даже к миру природы и миру предметов, вещей, созданных человеком, чем к отношениям между людьми. Реализуя эту потребность, ребёнок сам увеличивает дистанцию с родителями, стремясь самостоятельно исследовать окружающий мир, и с радостью принимает возможности, утверждающие его самостоятельность, предоставляемые взрослыми.

      Это- норма, но некоторые дети первые месяцы боится остаться без родителей в школе, отсутствие к интересам к миру, боится отношений с новым человеком. Это не влияет на интеллектуальное развитие детей, а идёт задержка личностной автономии. А это влияет на адаптацию первоклассника к новым социальным условиям. 

     Сейчас в «семейный роман» вступает ещё один человек- это учитель, и ребёнок не столько хочет стать знающим, сколько любимым. Отсюда и строится его учебное поведение, он использует учебную ситуацию для удовлетворения потребности в любви со стороны родителей.

     Если у ребёнка в начальной школе сформируется только учебное поведение, то с переходом в среднее звено школы у него интерес к учёбе будет падать. Но этого избежать можно, если ребёнку доверять- контроль, поиск способов решений, оценивание.

     На первое место сейчас выходит развитие дифференцирующей способности мышления- он воспринимает, осознаёт различия, имеет право на свободный выбор решений, мнений и так далее.

 

Решите, пожалуйста, задачу.

У Марины было 20 открыток с Новым Годом, из них 3 она подарила одноклассникам и 7 открыток использовала для поздравления своих родных. Сколько открыток у неё осталось?

   

    Рассматривание решений всех групп. Предложение своё.

    Вы решили так, а ребёнок начинает нервничать и говорить, что это неправильно, от чего это зависит??

    Он боится неправильностью потерять любовь учителя, он не в состоянии отделить способ выполнения задания, от того, кто это дал.

    Когда ученик овладел исполнительскими и техническими действиями, то можно предлагать ему действие контроля. Мы сейчас на ступени приучения, но у вас дома есть уже функции, которые дитяти выполняют без напоминаний, поэтому нужно переходить на доверие в контроле.

 

    Контроль бывает:

- внешний контроль над деятельностью ученика, осуществляемый взрослым

- взаимный контроль учеников над деятельностью друг друга, что актуально для подростковых классов

- самоконтроль, при котором внешний контролёр уже не нужен. Для нас подходит 1 и 2 варианты.

 

   Первая форма- контроль над родителями: тетрадь для домашних работ и своё имя, делая домашнюю работу своего ребенка, допускает ошибки, дать ребёнку право проверить и даже красной пастой исправить, но только нужные ошибки. Это поможет выработать элементарные навыки контроля. Я в свою очередь провожу такую же работу в школе, чтобы ребёнок понял, что и взрослые могут ошибаться, нет идеальных людей и даже учитель это не маленький божок.

   Когда это выработается, то ребёнок может начать уже себя оценивать. Контроль- это процесс выполнения заданий, фиксирует, что и где он сделал не так, оценка же –это итог, результат деятельности..

   На примере я возьму чтение, которое скоро будет не нравиться детям. Давайте вместе найдём причины.   (Работа в группах).

 

  Разница в том, что в классе и читающие и нечитающие дети: тем кто читать умеет им знакомо чтение про себя, умозаключать внутри себя, а вслух это надо и читать выразительно и понять текст.

 

  Давайте разыграем ситуацию: мама- иди, делай уроки по чтению, мне необходимо готовить ужин, и читай так, чтобы я слышала. .

  Ребёнок: ну почитай со мной мне скучно, а для кого я буду читать вслух

  Мама: иди к папе

  Ребёнок: папа послушай, как я читаю

  Папа: Иди к себе в комнату и читай, я кино смотрю

  Напишите, какая мысль родилась у ребёнка.

  И ребёнок делает вывод: чтение надо взрослым, но не мне, потому что они смотрят телевизор, а ребёнок как наказанный.

 

Как можно изменить ситуацию???? (работа в группах)

  Предложения: час чтения, временно сломать телевизор, не смотреть самим.

  Любовь к чтению вырабатывается через интерес всей семьи к этому виду деятельности, как в семье, так и в школе.

  Вторая проблема это грамотное письмо, как решить её, как от правила уйти на грамотное письмо. Мы сами не филологи и трудные места правописания стараемся запоминать или вообще игнорировать их. Не обязательно дома повторять слова, которые написаны неправильно, лучше произносить, как они пишутся.

  Вот это и будет контроль за своей деятельностью.

 

  А оценка. Тоже различают три вида:

- личностная, когда мы ребёнка оцениваем по его уровню продвижения в отношении самого себя

- сопоставительная , сравнивая ребёнка с другим ребёнком

- нормативная , оценивание в соответствии с определёнными правилами и нормами.

  1 вид это обязательный, ему надо научить детей, чтобы у них развивалась нормальная самооценка, чтобы не развивались комплексы.

   2 вид чаще используется в школе и дома при выполнении контрольных и домашних работ, когда идёт сравнение с образцом или проверка учителем.

   Ребёнок должен научиться сам себе давать оценку или оценивать свою деятельность .

   А мы для себя на первое место ставим формирование учебной деятельности.

 

 Небольшая домашняя работа для следующего родительского собрания.

Дети часто чувствуют себя в житейских и школьных ситуациях неуверенно, это тоже может сыграть роль на формирование учебной деятельности. Я предлагаю Вам подсказки, воспользуйтесь ими на протяжении всего времени до следующего собрания, мы обменяемся  с Вами мнениями.

  

Как помочь ребенку быть уверенным

 Подсказка 1.

 Куда обратиться, если…

 Ребенок должен чувствовать себя защищенным, когда рядом никого нет. В этом поможет телефон.   Возьмите лист бумаги, фломастеры, телефонный справочник. Помогите вашему ребенку отыскать и выписать необходимые телефонные номера:

  • Служба спасения;
  • Скорая помощь;
  • Пожарная служба;
  • Милиция;
  • Ближайшие друзья и соседи;
  • Рабочие телефоны родителей.

   Объясните ребенку как поступить, если он почувствовал запах дыма или поймет что кто – то стремится проникнуть в квартиру. Это поможет ему снизить чувство неуверенности и одиночества.

 

Подсказка 2

 

Научите ребенка деловому общению.

По телефону мы можем получить необходимую информацию. Если это умеет делать  Ваш ребенок он будет больше независим и уверен в себе.

Допустим, Вы собираетесь купить стиральную машину. Попросите Вашего ребенка просмотреть пару рекламных газет и сделать  звонки в магазины, чтобы выяснить срок гарантии, доставка, цена и каких марок можно приобрести стиральные машины. Данные сведения пусть он внесет в таблицу

    Название фирмы магазина   

    цена     

   гарантия   

   Стоимость доставки   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Сравните ответы и вместе примите решение где выгоднее купить машину.

 

Подсказка 3

 

  Научитесь слушать и слышать ребенка.

Обязательно находите хотя бы несколько минут для того, чтобы обсудить с ребенком прошедший день. Это можно делать: при подготовке ужина, уборки со стола, перед сном.

Атмосфера должна располагать к откровенностям, чтобы ребенок мог поделиться своими секретами или задайте ему волнующие вопросы. Терпеливо выслушайте ребенка.

  • Избегайте сразу давать советы.

  Дайте ребенку возможность выговориться. Прежде чем делать вывод дайте себе время подумать, а ребенку изложить события так, как он хочет. Случается так, что Ваши советы раздражают ребенка  ( не по существу, а из – за того, что Вы его перебиваете).

  • Не перебивайте ребенка

  Взрослый человек умеет делать несколько дел сразу. Мама – готовит ужин, смотрит телевизор, одновременно разговаривает с членами семьи.

 

Диалог:

Мама: Сережа, ты какой – то пасмурный сегодня, ты чем – то расстроен? Ты поссорился с кем – нибудь? 

Сережа:  Представляешь сегодня на уроке Колька и Денис ….

Мама:  Ну , во –первых, не Колька, а Коля, а во – вторых, убери, пожалуйста, свой портфель из прихожей и поставь обувь как следует, мы же с тобой договорились, что ты не будешь разбрасывать свои вещи. Ну так что на уроке?

Сережа:  Да ничего, все нормально.

Мама: Двойку что ли получил?

Сережа: Да нет у меня никакой двойки, сказал же – все нормально. ( уходит в свою комнату, закрывает дверь, включает музыку).

  • Воздержитесь от поучений

  Часто родители превращают диалог с ребенком в собственный монолог о том, как надо  было поступить или чего не надо было делать. Это настолько же опасно, насколько и бесполезно. Опасно – вряд ли ребенок хочет выслушивать, как вам кажется , что он не прав, -  ведь начиная свой рассказ, ребенок хочет быть выслушанным. Ему обидно, что вы не хотите понимать и слушать  его. Эта обида и раздражение мешают ребенку вникнуть в суть ваших высказываний. Он сердится и грубит, либо замыкается, молчит и уходит.

  Если вы воздержитесь от поучений, выслушаете ребенка, а затем решите, требует ли ситуация вашего вмешательства ( пусть эмоции ваши и вашего ребенка улягутся).

  Если вы научитесь выслушивать ребенка сейчас, у вас будет шанс поддерживать с ним доверительные отношения, когда он станет старше, а у вашего сына или дочери всегда будет шанс получить поддержку от самых близких людей.

 

Подсказка 4

 

Научитесь хвалить и благодарить друг друга.

Что такое благодарность?

  1. Ритуал, принятый обществом.
  2. Чувство, которое мы испытываем к человеку, сделавшему нам что – то хорошее. Что же важнее: быть благодарным или благодарить. Психологически важно и то и другое. Мы испытываем радость, улыбаемся в ответ от добрых слов признательности. И в то же время радуемся что человек, которому мы адресуем слова понимает нас и признателен нам. Но всегда ли просто произнести это волшебное слово «спасибо»? Оказывается, нет, это не просто.

  Есть семьи, где ритуал благодарности и повседневной жизни практически не используется. Он возникает в каких- то особых случаях: в день, когда в доме гости, или в праздник ( например, Восьмого марта). Честно говоря, такая благодарность «по случаю» выглядит весьма неестественно, и ее спокойно изымают из  употребления, как только  минует особая необходимость. Каждый из вас наблюдал, как в транспорте или в магазине  мама напоминает ребенку: «Скажи спасибо» или «что надо сказать», Ничего удивительного в таком напоминании нет, если ребенку два – три года. А вот если напоминание  адресовано 11 летнему подростку, то выглядит оно весьма нелепо. Часто при этом подросток стесняется, краснеет и злится. Конечно,  ни о каком чувстве благодарности здесь речи быть не может. Одна только неловкость и досада.

   «Что же делать?» - спросите вы. Наверное, уже невозможно что – то исправить, изменить, раз не сложилась  в семье традиция благодарности?

   Думается, что нет ничего невозможного в человеческих отношениях. Главное – принять и запомнить несколько простых правил:

  *Все перемены начинайте с себя. Начните делать для других то, что хотите получить от них.

  * Не бойтесь просить, чтобы вас поблагодарили, скажите, как вам хочется услышать добрые слова о том, как хорошо вы что – то сделали. Поймите и примите так факт, что даже очень близкие люди могут не догадываться о том, что для вас важно и необходимо. Мы часто говорим: «Неужели он ( она) не понимает, что я ---« А он (она) действительно не понимает или не задумывается над этим. Так объясните, ведь это так необходимо вам и им тоже!

   * Будьте настойчивы и последовательны в  своем стремлении к цели.

   * Не бойтесь избаловать своих близких словами благодарности и восхищения.

   * Не огорчайтесь, если стиль общения в вашей семье не будет меняться так быстро, как вам этого хотелось бы.

 

 

   Попробуйте начать с небольшого анкетирования. Предложите членам вашей семьи заполнить следующие таблички ( каждый заполняет индивидуально):

Я хочу, чтобы меня благодарили

за …

                       

10 разных способов выражения благодарности и восхищения

1

1

2

2

3

3

4 до 10

4 до 10


 

   Возможно, каждому из вас трудно будет заполнить таблички до конца, сразу придумать все  10 способов выражения благодарности. Пусть будет столько, сколько придумаете. Повесьте все эти таблички на видном месте ( в кухне над обеденным  столом или на холодильнике) и начинайте пользоваться ими в  повседневной жизни. Возможно, кто – то из вас придумает «новую благодарность», не забудьте вписать ее в табличку автора. Постепенно игра превратится в добрую домашнюю традицию, от которой всем будет тепло и радостно.

   Чувство уверенности необходимо каждому человеку. Семья – главный источник этого  чувства как для ребенка, так и для взрослого.

 

  1. д/з значок домик
  2. если есть желание, можете купить любые прописи и писать, что там дано
  3. понятия по письму: ударение, ударный слог, ударная буква, слоги и деление слова на слоги, правила письма – большая буква, точка, написание имён собственных, письмо с письменного- прописи, письмо под диктовку короткие слова- дом, полы, парта, не больше 5 букв, а главное списывание с печатного, чем больше, это лучше.
  4. чтение вслух и умозаключения: для чего написали рассказ, кто герой, какой он, хотел ли ты оказаться на его месте, почему
  5. по математике различие число, цифра, больше, меньше, равно , равенства, неравенства. Натуральные числа, натуральный ряд чисел, отрезок натурального ряда чисел. Сложение, вычитание по 1, образование чисел путём добавления и уменьшения числа на 1, числа предыдущие и последующие.
  6. покупайте занимательную математику, и пусть ребёнок сам выполняет задания. 
Дата последнего обновления страницы 18.05.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»